Обжалование незаконных действий или бездействия приставов

Работа судебных приставов не всегда осуществляется должным образом. Судебное решение подчас может не исполняться, исполняться не надлежащим образом, либо исполняться с нарушением закона. Причем страдать в такой ситуации может как взыскатель, так и должник.

Практика исполнительного производства складывается таким образом, что если не напоминать о себе судебным приставам, то положительных результатов придется ждать очень долго, а можно и не дождаться вовсе. В рамках отдельно взятого исполнительного производства порой может смениться не один, не два и даже не три пристава.

Отдельно стоит отметить проблему несовершенства законодательства, которое порой не способствует, а наоборот препятствует нормальному ходу исполнительного производства.

Законодатель дал сторонам исполнительного производства возможность влиять на действия судебного пристава исполнителя посредством их обжалования. 

Обжалование действий судебного пристава-исполнителя регламентируется  главой  18 ФЗ «Об исполнительном производстве», а также статьей 441 ГПК РФ и главой 24 АПК РФ. 

Жаловаться может взыскатель, должник, а также другие лица, чьи законные права и интересы были нарушены (например, родственники должника, чье имущество было описано судебным приставом). При этом, жаловаться могут как физические, так и юридические лица. Физические лица при обращении в суд подают жалобу в суд общей юрисдикции (районный), юридические лица направляют жалобу в арбитражный суд.

Законом предусмотрено несколько способов воздействия на нерадивого судебного пристава:

  1. Жалоба в порядке подчиненности (т.е. старшему судебному приставу,  главному судебному приставу субъекта, главному судебному приставу РФ);
  2. Жалоба в суд;
  3. Жалоба в прокуратуру. 

Точный порядок направления жалоб не регламентирован, их количество жалоб не ограничено, т.е. можно подать жалобу в любой из указанных органов. Однако наиболее оптимальной представляется следующая последовательность действий:

шаг первый: ознакомление с материалами исполнительного производства. Право ознакомления с материалами дела закреплено в статье 50 ФЗ «Об исполнительном производстве». Иногда одного только ознакомления с материалами дела и намека на возможную жалобу бывает достаточно, чтобы движение по делу началось или вошло в законные рамки.

шаг второй: подача жалобы начальнику отдела судебных приставов (старшему судебному приставу). В случае если после этого положительный результат Вами не достигнут, следует подавать жалобу далее в порядке подчиненности (главному судебному приставу субъекта федерации, главному судебному приставу Российской Федерации), или можно обжаловать действия судебного пристава исполнителя в суд или в прокуратуру. 

В жалобе должны быть указаны:

  • Должность, ФИО должностного лица службы судебных приставов, постановление, действие, бездействие, отказ от совершения действий которого обжалуются;
  • ФИО гражданина или наименование организации, подавших жалобу, местожительства и место пребывания гражданина или местонахождения организации;
  • Основания, по которому обжалуется постановление должностного лица     службы судебных приставов, его действие (бездействие), отказ в совершении действий;
  • Требования лица, подавшего жалобу. 

Жалобу можно подавать как лично, через канцелярию, так и отправив заказным письмом по почте с уведомлением. 

Срок для рассмотрения жалобы 10 дней со дня ее поступления. 

Если у Вас возникли трудности при написании жалобы или Вы не можете самостоятельно контролировать действия судебного пристава - исполнителя, занимающегося Вашим производством, обращайтесь в Бюро Правового Консалтинга «Юрдикт» и мы поможем Вам.

Возврат к списку